ул Победы, 13 | +7 (812) 371 64 50 | +7 (981) 873 64 50 | a-r-r-clinic@yandex.ru
Академия Развития ребенка > Статьи > Заикание и остеопатия
Заикание и остеопатия

Заикание – это прерывистое или затрудненное произношение слов, вызванное спазмом мышц, которые отвечают за дыхание, вокализацию и артикуляцию. Разновидностью патологии является невозможность выговаривать отдельные звуки, которая заставляет повторять слог несколько раз.

Э. Стилл, основатель остеопатического подхода, описывал методы лечения различных дисфункций. В его трудах заикание и остеопатия связаны работой с нервной системой. Близкое расположение нервов, отвечающих за речь и дыхание, становится причиной патологии. Именно это вызывает трудности в произношении слов. Пациенты с заиканием, по наблюдению Стилла, пытаются говорить с пустыми легкими на полном выдохе.

Почему возникает заикание
В процессе становления речи, в возрасте от двух до шести лет, дети особенно подвержены появлению заикания

Теории о причинах заикания


Существует сотни теорий о причинах заикания, и каждая поддерживается исследованиями. Все подходы можно сгруппировать в четыре категории:

  1. Органические нарушения. На протяжении многих лет считалось, что дисфункция связана с физическим дефектом. Речь требует координации нескольких движений: легких, голосовых связок и окружающей их мускулатуры, мягкого неба, языка и губ. Нарушение функции одного из элементов меняет ритм речи. Неподвижность языка, увеличение глоточных миндалин, нервные дисфункции или поражения головного мозга ответственны за заикание. Одна из теорий утверждает, что патология вызвана гиперактивностью симпатической нервной системы из-за эмоционального стресса или отсутствия торможения коры. Избыточное напряжение провоцирует сбои в координации функций речи, которую старается исправить остеопат при заикании у детей.
  2. Теория неврозов рассматривает заикание, как какой-то глубоко укоренившуюся эмоциональную или психологическую проблему. Пациенты остаются на устном или анальном уровне эмоционального развития или испытывают неадекватные личные отношения. Потому многие терапевты считают заиканием признаком невротизма.
  3. Теория обучения рассматривает заикание, как плохую привычку. Примерно 80% всех детей дошкольного возраста проходят через короткий период «беглости речи», что можно легко спутать с заиканием. Из-за реакции родителей, друзей, учителей эта особенность развития превращается в условный рефлекс. Ребенок начинает бояться говорить быстро из-за реакции других. Страх нарушает сложную систему координации для воспроизведения речи.
  4. Дисфункция обратной связи. Слух помогает отслеживать собственную речь. Если человек лишен кинестетического осязания из-за плохой чувствительности неба, то речь становится невнятной. Если слуховая обратная связь задерживается, то контроль речи также нарушается.

Каждая теория подкреплена практическими методами. Структурная теория, к которой относится остеопатия при заикании у детей, предполагает устранение физического дефекта:

  • улучшение иннервации языка, неба, лицевых мышц;
  • лечение миндалин и инфекции;
  • тренировку центральной нервной системы упражнениями.

Сторонники неврологической школы используют психоанализ, групповую терапию и систематическую десенсибилизацию. Приверженцы теории обучения пытаются изменить родительские реакции на заикания и выработать специфическое поведение. Терапевты, которые занимаются слухом, используют белый шум, чтобы задержать обратную связь с речью, чтобы сделать ее осмысленной и замедленной.

Физиология заикания

Чувство речи – наивысшая развитая вибрация в теле, поскольку зависит от эмоций и взаимодействия многих факторов. К управляющим силам относится симпатическая нервная система и центральная нервная система со связями, которые регистрируют сигналы в мозге.

Импульсы к органам слуха и речи идут от 3-го шейного позвонка, а также 3, 4 и 4 грудных позвонков. Их подвывихи могут сдавливать нервы, провоцируя несогласованность в работе системы. Состояние позвоночника влияет на шум в ушах, заикание, мутизм, нарушает четкость речи. Шейный отдел – один из компонентов, для работы с которым нужен остеопат от заикания детям и взрослым. Дисфункции спинномозговых ганглиев также влияют на речевые проблемы – подбор нужных слов.

Физиология заикания
В нижней лобной доле головного мозга находится зона Брока, которая отвечает за воспроизведение речи и приводит в движение мышцы лица, языка, глотки и челюстей

 

Заикание вызвано проблемами с мышцами, которые производят речь. Остеопат лечит заикание устраняя физические барьеры для речи. Мускулатура, управляющая артикуляцией, языком, мягким небом и нижней челюстью рассматривается в первую очередь.

Исследование, проводимое с помощью МРТ-сканера, оценивало мозга детей и взрослых с заиканием. Оказалось, что при патологии снижено поступление крови в область Брока, которая находится в лобной доле. Именно эта зона обрабатывает речь. Снижение кровотока коррелировало с тяжестью заикания. Ученые не доказали точную причинно-следственную связи – возможно, сам факт нарушения речи влиял на изменения мозга. Но работа с кровоснабжением должна улучшить навыки речи. Краниальная остеопатия и заикание у детей связаны через возможность улучшения трофики тканей: артериального кровоснабжения и венозного оттока головного мозга.

Традиционные подходы к лечению

Логопеды называют заикание логоневрозом, выделяя несколько форм:

  • клоническое – повторение звуков или слогов в начале слова;
  • тоническое – паузы в начале или середине слова;
  • смешанное – затягивание и повторение звуков и слогов.

Как рассматривает остеопат заикание? Изучает всевозможные факторы: тяжелое течением беременности, частые заболевания, стрессы, перегрузки речевого аппарата в раннем возрасте.

Гормональные и физические изменения в период полового созревания являются причиной патологии у старших детей. Вирусные инфекции способны повлиять на нервную систему.

Большинство детей начинают заикаться в возрасте от трех до пяти лет, при этом:

  • патология распространена среди 5% детей и 1% взрослых людей;
  • 75% пациентов с заиканием – лица мужского пола;
  • 50% перестают заикаться без лечения.
Если заикание сохраняется дольше полугода, нужно обращаться к специалисту.

Существуют различные подходы к решению проблемы. Цель логопедии — помочь ребенку овладеть определенными речевыми и языковыми навыками, избавлять от страха перед речью и собственным телом. Грамотный специалист работает комплексно:

  1. Обучает формировать слова, говорить медленно, расслабляться. Практиковать упражнения нужно в домашних условиях.
  2. Учит управлять физическими симптомами, например, морганием.
  3. Помогает справляться с эмоциональным трудности, которые возникают в результате речевых проблем.

Методика Лидкомб из США разработана в 90-х годах и используется во всем мире. Поведенческий подход предусматривает похвалу за плавность речи и старательность со стороны родителей и родственников ребенка.

Современные методики лечения проблемы
Лечение заикания должно иметь комплексный характер, начиная от упражнений по улучшению речи и избавления от сопряжённых страхов, заканчивая физическими упражнениями для расслабления

 

Медикаментозное лечение полагается на антидепрессанты, анксиолитики и нейролептики, но доказательства их эффективности ограничены. Ингибиторы обратного захвата серотонина не повлияли на заикание, трициклические антидепрессанты дали краткосрочные минимальные улучшения.

Анксиолитики, направленные на снижение страха и беспокойства, помогли снизить признаки заикания, но в сочетании с антидепрессантами. Исследования до сих пор продолжаются, чтобы определить длительность эффекта.

Средства, блокирующие дофаминовые рецепторы в головном мозге, показали многообещающие результаты, но из-за длительного приема имеют побочные эффекты. Исследования не оценивали долгосрочное воздействие.

Лечение взрослых сосредоточено на реструктуризации речи, решение когнитивных и поведенческих проблем, снятие беспокойства при разговоре. Логопеды обучают контролируемо замедлять речь.

Остеопатическое лечение

Может ли остеопат вылечить заикание у ребенка полностью? Врачи рассматривают несколько зон, влияющих на риск патологии:

  1. Напряжение в костях черепа, подбородка. Нижняя челюсть при рождении состоит из двух частей, окончательно формируется к шести годам. Блокировки затылочной, височных костей нарушают правильное окостенение. Это отражается на положении языка и умении произносить некоторые звуки.
  2. Подъязычная кость, мышцы, которые управляют языком и лицевой нерв влияют на скоординированность речевого аппарата.
  3. Особенности наружного слухового канала влияют на восприятие произносимых звуков. Височная кость при рождении состоит из трех частей и формируется к 7-8 годам. Напряжение в кости влияет на среднее ухо и слуховой канал в детстве.
Патологии беременности и родов значительно повышают риск заикания.

Гипоглоссальный нерв выходит из черепа, проходя через мыщелки на затылочной кости. Потому родовые травмы способствуют заиканию. Кесарево сечение, распространенное в последние годы, влияет на дисфункцию первого позвонка. Остеопат всегда начинает лечить заикание с черепа:

  • освобождаются мозговые оболочки, которые влияют на положение позвоночника, фасции глотки и гортани;
  • улучшается проведение нервных импульсов к мышцам речевого аппарата;
  • восстанавливается нормальное кровоснабжение.

Остеопат мягко освобождает все структуры, которые могут влиять на нижнюю челюсть, мягкое небо и язык. Внимание уделяется подъязычной кости, к которой крепятся мышцы основания рта. Они важны для акта речи и иннервируются лицевым нервом. Именно разблокировкой черепных нервов занимается краниальная остеопатия.

Чтобы устранить все факторы, которые мешают функции речевого аппарата, остеопат будет избавлять от напряжения грудную клетку и шею:

  • освобождаются суставы первого позвонка;
  • мягко происходит работа с подъязычной костью и остальными шейными позвонками;
  • возвращается нормальное положение ключицы и ребер.

С помощью мягких техник остеопат воздействует на нервные узлы, управляющие мышцами лица, горла, языка и неба. Но это только одна сторона вопроса.

Как остеопат объясняет и устраняет причины заикания
Лечение заикания остеопатией направлено на расслабление мышц и освобождения от нагрузки тех отделов и зон, которые могут препятствовать воспроизведению речи

 

Влияние на речь и ее воспроизведение может оказывать осанка, состояние мышц грудной клетки, таза, ног. Болезни желудка, печени, желчного пузыря могут подтянуть пищевод и повлиять на шейные позвонки, к которым он крепится. Инфекции дыхательных путей нарушают экскурсию легких и грудной клетки, внося различные помехи в механизм вдоха и вокализации.

Остеопат рассматривает все возможные факторы развития заикания, помогая другим специалистам вылечивать патологию в десятки раз быстрее. Обучает ребенка или взрослого делать полный вдох за счет диафрагмы, чтобы урегулировать дыхательную и разговорную функции.

Интегрированный подход

Остеопат устраняет дисфункции, приведшие к неправильному использованию языка, мягкого неба, но обучить речи может только грамотный логопед. Сильный стресс сопровождается родовые травмы и любые физические проблемы. Работа с эмоциональной стороной заикания должна проводиться после остеопатической коррекции. Важно согласовать действие с родителями, исключить наказание агрессию, обучить мотивировать ребенка.

Как правильно лечить заикание в комплексе
Важно помнить о эмоциональной стороне лечения, так как заикание у детей часто приводит к появлению психологических проблем, страхов и боязни говорить

 

Родовые травмы приводят к тому, что в теле ребенка активируются примитивные рефлексы – шаблоны действий нервной системы, которые помогали развивать движения во младенчестве. Не интегрированный ассиметричный шейно-тонический рефлекс влияет на ритм, баланс и речь. Ребенок не способен отличать звуки, произносить их, путает порядок букв, что приводит к заиканию. Дети говорят медленно и однообразно, начинают бояться школы и обучения. Им ставят диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания, хотя дело в несогласованности работы двух полушарий.

Физиотерапевты совместно с логопедами и остеопатами согласуют функции нервной системы. Одних из упражнений является «ящерица», имитация ползания по полу с чередованием рук и ног. Гибкий детский мозг легко поддается коррекции. Уроки проходят в виде игр, что позволяет детям лечиться без страха и с интересом.